Фильм канадской актрисы и режиссёра Сары Полли «Говорят женщины» ещё до выхода привлёк внимание прессы. Картина снята по мотивам одноимённого романа Мириам Тоус, который, в свою очередь, основан на реальных событиях.

Сюжет прост. Женщины из меннонитской общины на протяжении двух лет регулярно подвергаются изнасилованиям. После того, как преступников ловят и передают в руки полиции, большая часть мужчин отправляется в город, чтобы выплатить залог. Оставшиеся женщины собираются в амбаре и решают, как им поступить: простить обидчиков, покинуть колонию или остаться и бороться.

Несмотря на то, что никаких ужасающих кадров нам не демонстрируют, страдания женщин вызывают дрожь. Героини рассуждают о Боге, прощении, борьбе, несправедливости общества. Все актрисы прекрасно передали множество оттенков реакций и отношения к произошедшему: ярость, мщение, сдержанность, мудрость, пацифизм.

Фильм может вызвать отторжение из-за эксплуатации актуальной повестки, дихотомического взгляда, в котором женщины показаны олицетворением добра, а мужчины – злом. Однако, если не брать во внимание феминистическую составляющую, фильм не теряет своей ценности. Рассуждения, которые ведут женщины, универсальны для любой ситуации, в которой есть обидчик и жертва, а с выбором, перед которым стоят героини, рано или поздно сталкивается каждый человек.

Техническая составляющая фильма не выделяется ничем особенным. Обилие зелёного цвета может раздражать, художественные приёмы и метафоры искушённому зрителю покажутся слишком плоскими. Тем не мене, картину можно похвалить за музыку, декорации и операторскую работу. Фильм понравится любителям философских драм и камерных театральных постановок.

© Анна Сухая


Талантливый постановщик музыкальных и стильных «шоу-фильмов» «Мулен Руж», «Австралия» и «Великий Гэтсби» Баз Лурман снял биографическую драму о жизни всемирно известного музыканта «Элвис», которая уже завоевала «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль, четыре награды Британской киноакадемии и получила восемь номинаций на «Оскар».

Картина не просто описывает историю успеха Элвиса Пресли – она погружает зрителя в закулисье жизни человека, вырвавшегося с самого низа и добившегося успеха благодаря мотивации, но при этом всё более загнанного бесконечной работой в неустанном беге за удачей, под влиянием скрывающего своё происхождение импресарио. Бешеный график выступлений и усталость, а также давление лицемерного и ханжеского общества неизбежно привели к сложностям со здоровьем, алкоголем и лекарствами, что усложнило и личную жизнь.

Сумасшедший темп жизни отображён и динамикой ленты: при длительности в два с половиной часа она несётся без тормозов, но при этом не смотрится хаотично. Бодрый монтаж дополняется яркой стилистикой, дизайном и, естественно, музыкой, но, главное, чем запоминается картина – это яркими образами и их исполнителями. Главную роль отлично исполняет Остин Батлер, дополняют которого Том Хэнкс, Ричард Роксбург, Дэвид Уэнэм, Коди Смит-Макфи и другие органично вписывающиеся в историю актеры. В целом, стараниями режиссера, как и любой другой фильм Лурмана, «Элвис» превращается в настоящий, стильный, яркий, динамичный, блещущий салютами, улыбками, разноцветными огнями и красками праздник!

© Савелий Грамматик


Киноволшебник Стивен Спилберг выпустил автобиографичный фильм «Фабельманы», который планировал снять много лет. Картина уже получила два «Золотых глобуса» и семь номинаций на «Оскар».

Лента повествует о детстве и юности режиссера, его триумфах, огорчениях и борьбе за мечту. Юный Фебельман полон сомнений и неверия в свои силы и талант. Он тяжело переживает развод родителей и, будучи из еврейской семьи, чувствует себя чужим в американской школе. Эта картина поразит вас и невероятной операторской работой, в которой свет и движение оживают и идут в унисон с общим темпом ленты. В истории семьи Спилберга мы уже видим истоки его «Списка Шиндлера» и «Индианы Джонса». Благодаря личным воспоминаниям режиссера история семьи Фабельманов со всеми проблемами, драмами и счастливыми моментами, становится настолько искренней, что в ней легко видится история любой другой семьи.

Но особенно интересно наблюдать, как жизнь учит главного героя самым важным истинам: ценить то, что делает тебя счастливым, не отказываться от мечты, жить своей жизнью, пусть даже неугодной другим. Он рано понимает, как с помощью кино можно менять мир. Через объектив он видит то, чего не замечают окружающие: настоящую любовь его матери, скрытую от посторонних глаз. Он может превращать дырки в пленке в настоящие ружейные выстрелы, а любого человека – в ничтожество или героя с одной лишь помощью… магии кино.

© Денис Штаев, Анна Габисова (Лазанович)


«Аватар: Путь воды» получил награду Британской киноакадемии за лучшие визуальные эффекты и четыре номинации на «Оскар». Самый долгожданный из сиквелов многих разочаровал тем, что осветил избитые темы семейных ценностей и экологических проблем, вечную историю «Покахонтас», от которых многие устали, не заметив небывалого торжества формы над содержанием. Более того, содержание не нуждалось в обновлении, поскольку оно попало в вечную мораль и боль нашего сегодняшнего мира.

Влюбленный в тайны океана Джеймс Кэмерон создал необычайно красивое произведение, великолепие которого в полной мере и особенно ярко раскрывается именно на большом экране. Переживших многомесячное заточение в мире Нетфликса и домашних просмотров на маленьких экранах, нас снова поражают масштаб и глубина трехмерной киноленты, позволяющие почувствовать атмосферу и испытать наслаждение, подобное первому походу в кинотеатр. Спецэффекты и музыка в этом фильме на порядок выше, чем в первом, а если знать, что, работая над созданием фильма, Каэмерон написал несколько книг, объясняющих быт и историю планеты Пандоры, то можно безвозвратно влюбиться в эту картину.

В детях главных героев мы видим себя: такие же эмоциональность и жажду познания, которым противопоставлены алчность «взрослого мира» и отличие других культур от нашей собственной. Кэмерон точно попал в тему «своих и чужих», общности культур и права на свой путь развития. Яркая же визуальная составляющая превращает детский рисунок в шедевр живописи и заставляет нас с нетерпением ждать третьей части!

© Анна Габисова (Лазанович)


«Треугольник печали», завоевавший главный приз и два дополнительных на Каннском кинофестивале, а также победивший в четырех номинациях Европейской киноакадемии, номинирован на «Оскар» в трёх категориях.

 

По сюжету пара из модельного бизнеса, русский олигарх с женой и любовницей, богатый айтишник, престарелые директора компаний и другие богачи отправляются в роскошный круиз на яхте, которая становится подопытной моделью современного мира в руках злорадствующего режиссера.

 

Люди с красивыми телами моделей, рассуждающие о гендерных ролях и выкладывающие фото в интернете, безупречная и беспиркословно подчиняющаяся прислуга на дорогой круизной яхте, олигархи, хвастающие бизнесом, ролексами и бриллиантами, начальники, мнящие себя экспертами в устройстве общества и марксизме, изысканные блюда, основа изысканности которых лишь в красивом выкладывании на тарелке (такого же осьминога через сутки пассажиры будут есть полусырым голыми руками) – все это мир капитализма, искусственно созданный нами от сытости и эволюционирующий в абсурд от пресыщенности, которая доводит до тошноты, а затем прорывается взрывными самоуничтожающими фонтанами блювотины и дерьма.

 


Метафоричный (равно как и реальный) голод устанавливает новый порядок, в котором больше нет этих искусственных конструкций, прежде скрывающих пороки современного общества. Люди, способные выполнять только одну функцию, становятся бесполезными, а желанное равенство вопреки всему – опять невозможным. Причуда богачки, озвученная фразой «Давайте поменяемся ролями?», воплощается в реальность. Казавшиеся умными профессионалы, программисты, управленцы, уборщицы и вообще все герои фильма становятся глупцами, за поступки которых зрителю приходится испытывать неловкое чувство, называемое «испанский стыд». Картина без сомнения понравится поклонникам недавних хитов в жанре сатиры «Паразиты» и «Не смотрите наверх». 

© Денис Штаев

"На западном фронте без перемен" считается классикой немецкой литературы XX века, но эта экранизация, как ни странно, оказалась первой немецкоязычной, и получила поддержу на стриминге Netflix. Фильм получил 7 премий BAFTA (лучшие фильм, режиссер, фильм на иностранном языке, адаптированный сценарий, работа оператора, звук, саундтрек) и был номинирован на Оскар в 9 номинациях.

 

Более чем двухчасовая лента упрощает сюжетную линию, сокращая некоторые части первоисточника, но основную мысль передаёт всё также успешно: привлечённые рассказами о маленькой победоносной войне, юноши на годы застревают вдали от семей в грязных сырых окопах. Точнее сказать, на несколько лет оказываются там те, кто дошёл до точки, выжив по пути, и кому повезло (или нет) не погибнуть в ежедневной мясорубке ради раздутых амбиций высшего командования.

 

Тягучая атмосфера ярко иллюстрирует бессмысленность и бесцельность упорства, не сдвигающего фронт ни на метр – солдаты зачастую сидят без дела, убивают других и пытаются не умереть, воруя еду у местных жителей и хороня друзей ради чужих идей и желаний. Всё покрывающая грязь, свист пуль в оглушающей тишине, инновационные машины убийств, перешитая и повторно использованная форма погибших добавляют глубины ужасу бесчеловечной ситуации.

 

Атмосферная, с прекрасной постановкой кадра и оформлением, это отличная адаптация культового романа и яркий антивоенный фильм о сломленных конфликтом людях и целых странах.

© Савелий Грамматик


«Топ Ган: Мэверик»

Вышедший спустя 36 лет (36, Карл!) сиквел фильма «Лучший стрелок» все с тем же неувядаемым Томом Крузом в главной роли, заявлен в шести номинациях на «Оскар». Картина под режиссурой Джозефа Косински, снявшего «Трон: Наследие» и «Обливион», уже получила три статуэтки кинопремии «Сатурн» и ни одного «Золотого глобуса» из двух возможных.

 

Из-за того, что программу испытаний новых самолетов сворачивают, главному герою, летчику в возрасте, предлагают выбор: отправиться на пенсию, либо стать инструктором для подготовки к специальной военной миссии пилотов истребителей школы «Топ Ган». Выбор очевиден, однако, среди своих учеников герой Тома Круза с позывным Мэверик встречает сына друга, который погиб в приквеле как некоторые считают по его вине. Смогут ли инструктор и ученик преодолеть ложные чувства вины и обиды?

 

Динамичные захватывающие дух сцены не позволят оторваться от экрана, а натурные съемки с использованием настоящих самолетов, качественные звук и операторская работа – сомневаться в истинности происходящего. Сцены управления мотоциклом и яхтой с ностальгическим пафосом американских фильмов 80-х воспевают любовь к скорости и свободе. Кинолента посвящена памяти режиссера первого фильма. Но даже с новым режиссером фильм «летит» не хуже, потому что соответствует его слогану: «Дело не в самолете, дело в пилоте», особенно если он актер Том Круз.

© Денис Штаев


Восьмой фильм японского режиссёра Рюсукэ Хамагути, в основу которого лёг рассказ Харуки Мураками, стал призёром премий "Золотой глобус" и "BAFTA", на премьерном показе на Каннском кинофестивале 2021 года получила приз за лучший сценарий и была высоко оценена критиками.

По сюжету Режиссёра Юсукэ, пережившего семейную драму, приглашают в Хиросиму для постановки пьесы Чехова "Дядя Ваня". По условиям договора он не может сам водить машину, поэтому ему предоставляют девушку-водителя — молчаливую Мисаки, у которой на душе тоже есть шрам. Может показаться, что перед нами типичная история о "перерождении", принятии себя и прошлого. Но это не совсем так. Линия Юсуке и Мисаки - лишь одна из многих, показанных в фильме. Нас знакомят с множеством персонажей, и каждому из них есть, что рассказать зрителю. Нити их историй переплетаются, подобно паутине, и в своей поэтичности и красоте ничуть не уступают трагедии главного героя.

Это неторопливое, тонкое, чувственное повествование, пропитанное духом Мураками. Фильм не торопится рассказать захватывающую историю. Он призывает остановиться и задуматься: о жизни, утрате, о том, так ли важны на самом деле слова.

С технической стороны картина выполнена безупречно. Актёрская игра на высоте. Сцены плавно следуют одна за другой. Их сопровождает мягкая, чуть меланхоличная музыка. Медленное повествование, обилие диалогов, отсутствие чётких выводов некоторым может прийтись не по вкусу. Но в этом, на мой взгляд, и заключается главная красота фильма.

© Анна Сухая


Удачный ремейк или адаптация французского фильма «Семья Белье» (2014), получил четыре приза кинофестиваля Сандэнс и три номинации на кинопремию Оскар. Название фильма «CODA» - это аббревиатура, означающая «Children of Deaf Adults» - дети глухих родителей, т.е. дети, которые слышат, но воспитываются в семьях глухих. Главная героиня, девочка-подросток по имени Руби – дочь в семье глухих рыбаков Росс из Глостера (городок неподалеку от Бостона). С детства она помогает родителям, выступая в роли суродопереводчика, в том числе, когда отец с братом на катере выходят в море на рыбную ловлю. Также она мечтает о карьере музыкальной исполнительницы и записывается в школьный хор. С успехами в пении приходят неудачи в семейном деле и девушке приходится задуматься над тяжелым выбором: помогать родителям и отказаться от мечты поступить в колледж или эгоистично предать семью. Но, как оказывается, этот выбор вовсе не ее.

Осторожно, далее возможны спойлеры.

Мать забавляет решение дочери записаться в хор, она считает ее увлечение временной подростковой глупостью. Все слышащие воспринимаются семьей Россов с недоверием и встречают ответное презрение. Родители не понимают, что лишают дочь возможности поступить в колледж. Осознание этого приходит к ним только, когда они, сидя на школьном концерте и, хотя и не слыша выступления дочери со сцены, замечают лица зрителей, на которых выражаются искренние эмоции умиления, радости и грусти.

 


Нетипичной драмой фильм делает «взгляд изнутри», который дает ощутить каково быть чуждым для родных обычному человеку. Мы так часто слышим и говорим сами, что нужно быть внимательными к людям с ограниченными возможностями, войти в их положение, но забываем о том, что людям с особенностями развития, равно как и любым другим, также следует понимать (здоровых) людей. Если ты не можешь слышать, это не дает тебе права не пытаться. Нужно всегда стараться услышать других, даже если вы их не слышите, пытаться понять, даже если не понимаете.

 © Денис Штаев

Если вы поклонник жанра сатира, вам непременно стоит посмотреть этот фильм! Чего только стоит актерский состав: Леонардо ДиКаприо, Мерил Стрип, Дженифер Лоуренс, Кейт Бланшетт, Марк Райлэнс, Джона Хилл, Тимоти Шаламе и другие.

Сюжет незамысловат и стар, как мир: на нашу планету движется комета, которая грозит уничтожить человечество, в центре трагикомедии-апокалипсиса двое учёных-астрономов, которые решают явить миру истину, к которой люди совершенно не готовы. Неспроста действие происходит в капиталистической и «прогрессивной» Америке, которая кишмя кишит корпорациями, алчными гиками, фальшивыми улыбками и коррупционными сетями. Повсюду происходит театр абсурда, в котором, кажется, с удовольствием, актёры сами занимают первые места в зрительном зале и не сдерживают смеха, смотря друг на друга.

Так кто же в этом театре не потеряет лицо? И возможно ли это: остаться собой? Есть ли ещё те, кто помнит во что верить и как отыскать правду среди бесконечной лжи?

Обывателю может показаться вычурной и эпатажной игра актёров, но ведь в этом и есть суть сатиры: высмеять то, над чем хочется плакать. Для тех, кто в «Идиократии» и «Диктаторе» с Сашей Бароном Коэном видит больше, чем смех до колик в животе, это кино понравится точно. Оно учит нас верить тому, что мы видим своими глазами и мыслить, опираясь на факты, а не на то, чем нас «кормят» даже самые продвинутые умы человечества.

Осторожно: фильм может разбить ваши розовые очки и хорошенько навалять вашей философии мировоззрения.

© Анна Габисова (Лазанович)

 


Постановщик шекспировских драм, взявшийся в последнее время за экранизацию произведений Агаты Кристи, доктор литературы, Кеннет Брана написал сценарий и снял по нему необычный для себя полу-автобиографический черно-белый фильм «Белфаст», который был номинирован на Оскар в семи категориях и уже получил Золотой глобус за оригинальный сценарий.

Осторожно, далее возможны спойлеры!

Черно-белое решение фильма, как завещал Тарковский и повторяли совсем недавно Куарн в «Роме» и Финчер в «Манке», призвано заставить зрителя сентиментально ностальгировать по прошлому и замечать красоту в деталях, умело выстроенных режиссером и схваченных оператором. Слегка бутафорные декорации городского дворика, театрально оживленные улицы, подчеркнуто эмоциональная игра актеров смотрятся несколько гипертрофированно, но, возможно, так и представляются ребенку эти яркие воспоминания, остающиеся яркими, несмотря на черно-белость и ужасные сцены происходящего вокруг, детство всегда вспоминается с теплотой, хотя бы потому, что родители молоды, дедушки и бабушки еще живы, мир огромен, полон свободы и приключений. Взрывы, драки погромы на улицах, чередуются с семейными праздниками и походами в кино на первые цветные блокбастеры про затерянный мир и летающие машины, ссоры родителей – с просмотром вестернов и "СтарТрека" по телевизору, хулиганство на улице - с пятерками в школе, первая любовь с потерей близких. Самые приятные воспоминания смешиваются с трагическими и комическими.


Не смотря на любовь к родине и отчаянное сопротивление семьи политическим конфликтам, им все же приходится задуматься над тем, чтобы уехать не «за лучшей жизнью», а от того, что в дом приходит беда. Нелегко расстаться с родными улицами, друзьями и родными людьми. Фильм посвящен эмигрантам, вынужденным покинуть родину, их оставшимся родственникам и землякам, погибшим в гражданской войне.

 © Денис Штаев

Медитативно-меланхоличная картина Хлои Чжао «Земля кочевников» уже получила два золотых глобуса, два золотых льва и четыре премии британской киноакадемии. Теперь роуд-муви, снятый скорее как документальный фильм и от того даже не просто реалистичный, а скорее реальный, потому что многие участники съемок играли сами себя, получил шесть номинаций на Оскар.  Выдумана только линия главной героини, 60-летней вдовствующей женщины в исполнении Фрэнсис МакДорманд, внезапно оставшейся без работы в заброшенном всеми городе, вынужденной бросить дом и отправиться на заработки. Но, меняя работу за работой, героине хочется ехать дальше. В дороге она встречает множество таких же как она кочевников.

Естественное освещение фильма делает взгляд на него реалистичным и лучше передает настроение. Багровые рассветы и закаты, холодные тени и дымка утреннего тумана, контрастные отсветы костра и тлеющий свет фонарей раскрашивают этот мир, яростно бьющиеся о скалы волны, пение сверчков, эхо, отражающееся от скал, или абсолютная тишина - наполняют ощущениями. Все это очень контрастирует с внутренним миром героини. Вместе с ней мы ощущаем внутреннюю пустоту, бескрайнюю как пустыню и бесконечную, как трансконтинентальную дорогу, бесцельность существования, выброшенность жизнью на обочину. Потребность сдвинуть обстоятельства с мертвой точки заставляет ее двигаться хотя бы физически и внешне, лишь бы только не стоять на месте. С одной стороны это наполняет и делает тебя свободным, но с другой – ты не знаешь к чему стремиться, только смотреть и слушать этот мир, потому что он живой, а ты как будто и нет.

 

© Денис Штаев



Фильм «Отец», сделанный из театральной пьесы режиссером-драматургом, получил 6 номинаций на премию «Оскар», в том числе за главную мужскую роль, исполненную всеми любимым и гениальным Энтони Хопкинсом.

 

Актер играет одинокого старика с таким же именем, проживающего в лондонской квартире и страдающего деменцией. Его навещает уже немолодая дочь (Оливия Колман). Однако не в силах одновременно ухаживать за отцом, работать и налаживать личную жизнь, она вынуждена нанять сиделку. Старик противится, отвергает сиделок одну за другой, глумится над ними и грубит. Тем не менее, дочь старается изо всех сил и откладывает принятие сложного решения.

 

Этот фильм - тот редкий случай, когда мы можем не только представить, но и увидеть страшно-изменчивый мир глазами пожилого человека с дегенеративным заболеванием нервной системы. Знакомые лица и голоса вдруг становятся чужими, наручные часы все время теряются, а без них пол дня пролетает за минуты! Чужие люди, наводнившие дом, постоянно нарушают покой, а родная дочь затаила злой умысел и что-то скрывает. Под натиском этого стресса мудрый и уверенный в себе мужчина превращается в беспомощного ребенка, зовущего маму. Квартира постепенно меняет свой облик, пока, наконец, не превращается в палату интерната. Тем не менее, рядом всегда остается забота смешавшихся в его разуме дочери, медсестры и матери.


Совершенно театральная и камерная драма, будто калейдоскоп из осколков чувств героев, смешивает их с переживаниями зрителя. В киноленте показаны не только мир глазами стареющего человека, но и то, как дети, часто с тяжёлыми чувствами вины и бессилия принимают непростое решение поместить родителя в дом престарелых. Он откликнется каждому, ведь у всех из нас были или есть родители, бабушки и дедушки, над которыми властно время. На последних кадрах ленты мы видим, как вид из окна квартиры на оживленную улицу Лондона постепенно сменяется тихой зеленой рощей заднего двора дома престарелых, на шелест листвы которой стала походить жизнь главного героя.

  

© Анна Габисова (Лазанович), Денис Штаев.


На первых кадрах "Девушки, подающей надежды" мы видим, как с виду милая глупышка, перебравшая алкоголя в баре, внезапно становится жестокой бестией, пытающейся проучить плохих мальчиков, затащивших ее в постель, воспользовавшись ее беспомощностью. Сюжет напомнил "Основной инстинкт", давно ставший классикой. Поэтому зритель ждёт жестокой расправы, но гаснет свет, и мы остаемся в неведении, затем видим новый день, а девушка счастливо бредет по улочкам, как ни в чём не бывало.

Первые полчаса мы не понимаем, что подтолкнуло главную героиню Кассандру на подобную месть мужчинам, но постепенно узнаём историю, случившуюся с её подругой, в которой несправедливость привела к трагедии. Кассандра мстит не конкретным обидчикам подруги детства, а всем мужчинам сразу. Переоблачаясь в разные образы, она вершит суд над любителями завладеть телами пьяных девушек. Ей нравиться выписывать их имена в своём дневнике, зачеркивать каждое имя того, кого она проучила, нравится видеть страх в их лицах, когда они понимают, что девушка трезва и опасна, и стыд, когда они чувствуют себя насильниками.

В эпоху социального шейминга и вниманию к любого рода абьюзам, неудивительно видеть гипертрофированную историю жизни Кассандры, которая, став свидетелем несправедливого отношения общества к жертве, посвящает свою жизнь отмщению всех причастных к гнусному лицемерию.

 


Кинолента, вышедшая из-под руки женщины-режиссера Эмиральд Феннел, снятая с долей черного юмора и вкусом старого доброго кино 90-х, поднимает вопросы виновности жертвы изнасилования с позиции здорового феминизма, пытающегося понять мотивы обеих сторон. Только где же та грань, за которой уже нет пути назад? Виновата ли жертва и как стоит судить абьюзера? Изменит ли что-то одна обескураживающая разоблачающая ночь? Стоит ли посвящать свою жизнь тому, чтобы изменить взгляд на такого рода насилие? Радикальные меры, на которые ради этого пошла Кассандра, говорят: «Возможно». Но стоит ли для это использовать такие методы? Конечно, нет. Так хочется направить усилия главной героини на более плодотворную работу в правительстве или просвещении, общественной деятельности или медицине. Поэтому, видимо, фильм назван «Девушка, подающая надежды», а не достигшая успеха.

 

© Анна Габисова (Лазанович)

«Звук металла» - фильм сценариста «Места под соснами», получивший награды Британской киноакадемии за звук и монтаж звука, номинирован на Оскар в 6 категориях.

Главный герой фильма – рок-музыкант барабанщик Рубен теряет слух – то ценное, без чего он не сможет работать, причем вдвойне иронично, что происходит это во время музыкального тура по стране с его девушкой-вокалисткой их маленькой дуэт-группы. Он довольно беден для того, чтобы сделать операцию. Из имущества у него только – трейлер и музыкальные инструменты. Врачи и девушка уговаривают его остановить выступления и отправиться в центр для слабослышащих. Тем не менее, главный герой, бунтарь по духу, хоть и отправляется в центр, но не смиряется со своим положением и борется всеми возможными способами.

 

Игра Риза Ахмеда и умелая звукорежиссура заставляют нас в полной мере прочувствовать разочарование и отчаяние, безысходность и трагичность ситуации, понять, каково внезапно потерять слух. Многие актеры фильма имеют инвалидность по слуху. Но как только герой получает то, чего так хотел, оно перестает ему быть нужным. Ему не нужно слышать признания любимой, чтобы знать, что она его любит, звон колоколов, чтобы раздражаться. Тишина, от которой он бежал, становится частью него, даже лучшей, чем способность слышать и создавать звук металла.

© Денис Штаев


Сценарист и режиссер «Суда над чикагской семеркой» Аарон Соркин уже получил Золотой глобус за лучший сценарий. Теперь фильм номинирован на Оскар в шести позициях. Поставить фильм по этому сценарию планировал Стивен Спилберг еще в 2006 году, но не сложилось… пока сценарист Соркин сам не стал режиссером.

 

В основу фильма легло историческое событие. В 1968 г. в Чикаго во время съезда Демократической партии мирная демонстрация против войны во Вьетнаме переросла в потасовку граждан с полицией. Обвинители выбрали семерых участников беспорядков, назначили «зачинщиками» и обвинили в сговоре, а также в пересечении границ штата с целью организации бунта. Обвиняемые, разобщенные внутренними раздорами, ведут себя в суде дерзко, постоянно нарушают порядок, чем бесят лицемерного пожилого судью, отвечающего на это злоупотреблением власти. Но как бы мы не осуждали демонстрантов за поведение – это не повод делать их виновными по очевидно сфабрикованному делу. Тем не менее, приговор, хоть и абсурден, предопределен, и уже ничто не может остановить бездушную коррумпированную машину показательной порки, даже чтение списка состоящего из более чем 4 000 имен погибших на войне солдат и призывы к совести вроде «Весь мир смотрит».

 


Кино актуально именно сейчас, когда происходит примерно тоже самое, что и 50 лет назад: страной правит амбициозный президент-республиканец, общество устало от агрессии и диктует запрос на либерализацию, появляется движение #BlackLivesMatter, да и в мире удивительно часто происходят аналогичные неправомерные разгоны демонстраций (в том числе в России и Беларуси). Прошло пол века и снова «Весь мир смотрит» как во всем мире попирают демократию. 

© Денис Штаев

В 2003 году скончался Фрэнк Ширан – киллер по прозвищу Ирландец, работавший на мафию. Перед смертью он рассказал о совершенных им убийствах. На этих историях была основана книга Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома», что на преступном жаргоне означает выполнение заказных убийств. Фильм тесно переплетается с известными историческими событиями США, что придает ему некоторую эпичность. Дорогого стоит увидеть на одном экране Роберта Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши. Правда, «пацанам» уже за 70, поэтому омолодить их оказалось довольно сложно и без проблем тут не обошлось.

 

Три с половиной часа криминальных разборок и интриг могут утомить неподготовленного зрителя. Все герои слишком серьезные мужчины, обидчивые и неуверенные в своей крутизне  – комплекс клише мафиози, которым не обладает лишь герой Аль Пачино и тем кажется живее всех других. Из-за своей нереалистично гипертрофированной смелости, граничащей с пафосом, герои ведут себя так, будто никогда не умрут, хотя как раз умирают насильственной смертью почти все за редким исключением. Главный герой, молчаливый и флегматичный, бесчувственный конформист и беспринципный приспособленец, может закрыть глаза на что угодно, поступать холодно и расчетливо – только такие переживают всех.

 


В конце мы ждем его раскаяния, изменения сознания, каких-то действий, но ничего не происходит – в этом реализм ситуации, но в то же время присущие реальности безнадежность и скука. Потому обескураживает этот горький сюжет, виденный не раз в «крестных отцах» и других криминально-мафиозных драмах, в течение трех часов рассказывающий как мафия блюдет кодекс чести, а в последние пол часа – как его нарушает, долго уверяя нас, что вендетта демонстративна, а на деле совершая ее с извращенным коварством. Если человек вынужден предать под угрозой смерти, перестает ли это быть предательством? Если дружба – лишь имитация для того, чтобы втереться в доверие, то где грань между хитростью и предательством? Так ли важен ответ, если и то и другое – неприятно. Все это заставляет испытать стыд за тех людей, у которых его нет и отвращение к лицемерию, самое приятное из неприятных чувств, словно игривый удар подушкой по голове – забава, но все равно удар.

 © Денис Штаев


Классический полуавтобиографический роман «Маленькие женщины» достаточно популярен среди постановщиков и уже не раз был экранирован. Сценаристом и режиссёром очередной адаптации стала создательница «Леди Бёрд» Грета Гервиг, вместе с которой в её новый фильм попала и Сирша Ронан. Один из основных плюсов ленты – сильный актерский состав. Кроме Ронан в картине приняли участие: Эмма Уотсон, Мерил Стрип, любимые критиками молодые звёзды Тимати Шаламе и Флоренс Пью, а также Лора Дерн, Крис Купер, Джеймс Нортон и Луи Гаррель. Все они отлично вживаются в свои роли и создают запоминающиеся образы. Другая сильная сторона фильма – грамотно адаптированный сценарий, не только сохраняющий сюжетную основу, но и хорошо передающий атмосферу описываемого времени, которую также отлично подчеркивают постановка света и подбор цветов, аутентичные интерьеры и предметы быта, прекрасные костюмы и саундтрек Александра Деспла. Иногда картина даже начинает напоминать «Унесённых ветром», хоть она и не столь эпичного размаха, но не менее романтична и, возможно, даже более динамична.

«Маленькие женщины» – одна из самых заметных и ярких картин последнего времени, глоток свежего воздуха среди бесконечных супергеройских кинокомиксов, сиквелов и ужастиков.

© Савелий Грамматик



 «1917»

 Военная драма, получившая два «Золотых глобуса» и десять номинаций на «Оскар», повествует о миссии двух солдат, которые должны срочно доставить приказ генерала остановить наступление, что спасет от гибели 1600 человек. Режиссер, Сэм Мендес, написал сценарий на основе воспоминаний своего деда, участвовавшего в Первой мировой войне, и посвятил ему этот фильм.

 

Нельзя не заметить сходства с «Дюнкерком» Нолана. Монтажер, работавший над обоими фильмами, уже получил Оскар за «Дюнкерк», но в этот раз остался без номинации, видимо потому что такой же оскароносный оператор оставил его без работы, сняв фильм единым почти безостановочным кадром так, что места склейкам не осталось. Камера, «не моргая», а лишь меняя точку обзора, кружась вокруг героев, неотрывно следит за ними от начала и до конца фильма, погружая зрителя в события, подобно компьютерной игре. И снова диалоги здесь вторичны и финал предрешен, а главное – визуальный ряд и звук. Все – для того, чтобы фильм можно было прочувствовать на большом экране.


В этот раз мы не услышим циммеровского тиканья часов, от которого замирает сердце, но с не меньшим участием будем наблюдать за борьбой героев со временем и препятствиями. Мы проследуем за ними через поле боя, усыпанное гниющими в мокрой грязи бесчисленными трупами людей и животных, осажденных полчищами крыс и ворон, через траншеи окопов, бункеры и полыхающие городские развалины, под свист пуль и взрывы, через зеленые луга с мертвыми коровами и реки со всплывшими телами, бесконечные смерти молодых людей, как и вишневые сады, спиленные в пик цветения. 

© Денис Штаев

 Хайль «Кролик Джоджо»!

Смесь «Великого диктатора» с «Воровкой книг» и «Королевством полной луны», как микс трагичного и комичного, была не лучшей задумкой, к тому же вторичной, но все же создателям фильма удалось обойти все острые углы, не перегнуть палку и пробалансировать самым удачным образом. Ребенок здесь ­– словно метафора обманутого и заблудшего германского народа времен Второй мировой, так же наивно верящего пропаганде. Сатирическая составляющая фильма высмеивает глупость фанатиков, не знающих за что они борются, не знающих ничего о предмете своей ненависти, кроме того, что им внушили. Комизм ситуации усиливает воображаемый друг главного героя – Адольф Гитлер, дающий вредные советы словно демон-искуситель. Красочное детское воображение маскирует страшную тему карикатурными, почти картонными декорациями. Мальчик изо всех сил пытается быть нацистом, но по ходу дела понимает, что за это должен отдать все, что имеет. В начале фильма его заставляют убить кролика, а затем, когда он отказывается это сделать, его самого обзывают трусливым кроликом. Воображаемый Гитлер говорит мальчику, что кроликом быть не так уж плохо. И это правда. Иногда действительно лучше быть кроликом, чем хищником, убивающим не от голода, а ради забавы.

© Денис Штаев



«Брачная история»

Знаменитые строки из «Анны Карениной» о том, что все счастливые семьи одинаково счастливы, а несчастные несчастливы по-своему, как нельзя лучше характеризуют эту киноленту. Семейная пара, прожившая вместе около десяти лет, зачитывает домашнее задание психолога. Строки о лучших сторонах друг друга, о том, почему они когда-то полюбили один другого создают кинозрителю образы главных героев фильма – Чарли (Адам Драйвер) и Николь (Скарлетт Йоханссон). Отдалившись от динамики Голливудского кино, режиссёр выбрал обыденность и честность семейной истории, раскрыв и показав быт и мысли каждого из партнёров, переживающих развод и расставание, включая их восьмилетнего сына Генри.

Николь всегда мечтала о шумной жизни Лос-Анджелеса и съемках на телевидении, а он – о постановках сюрреалистических пьес в Нью-Йорксих театрах. В суете и неумении выразить свои чувства отношения терпят кризис, в котором у каждого своя правда.

Неудобство жизни друг с другом, холод и неуважение к выбору другого приводят их к разводу, где Николь решается обратиться к адвокату. Зерном фильма становится их сын Генри, которого делят между собой двое родителей-эгоистов. Кинолента цепляет своим откровением, сценами таких правдивых ссор и историей развода, через которую проходит так много людей. Зрителю кажется, что герои вот-вот помирятся, смогут наконец выговориться и простить друг друга, придти к компромиссу, но, как и в жизни зачастую, в кино этого не происходит.

© Анна Габисова (Лазанович)



«Ford против Ferrari»

Историческая драма, рассказывающая о соперничестве двух компаний в производстве гоночных каров, длится более двух часов и, тем не менее, сохраняет динамичность, переключая внимание зрителя между героями, поэтому все они имеют достаточно экранного времени и не пропадают надолго, в то же время не успевая надоесть, в чем заслуга не только хорошего сценария, но и отличного монтажа. Похудевший на 30 кг после прошлогодней номинации на «Оскар» Бейл – словно признак новых номинаций и знак качества фильма, в этот раз сам номинацию не получил. Повествуя об известных событиях пятидесятилетней давности, фильму все же удается заинтересовать зрителя и заставить его сопереживать героям.

Джеймс Мэнголд («Поезд на Юму», «Логан») вновь снял качественную драму, которая понравится не только спортсменам-автолюбителям или американским патриотам, так как копает глубже и затрагивает универсальные темы соперничества, дружбы, умению идти на уступки в нужный момент и прощать.

© Савелий Грамматик



Два Золотых глобуса – за лучшие мужскую роль и саундтрек, два Венецианских льва и одиннадцать номинаций на «Оскар» уже имеется у антисупергеройского триллера «Джокер». Его успех обусловлен выходом за рамки жанра комикса, несвойственным ему психологизмом, сочетанием удачно скопированных из других фильмов сцен, атмосферой нуара, отлично переданной с помощью синего холодного света полумрака и грязных улиц, и, конечно же, невероятной игрой актера Хоакина Феникса. Главный антигерой, новый «Американский психопат» – Артур Флек на протяжении фильма переживает эволюцию от несчастного угнетенного человека к самоуверенному лидеру маргиналов, а вместе с ним претерпевает изменения и отношение зрителя к герою от сочувствия и неприязни к восхищению и страху.

 

Артур пережил предательства от родных, друзей и окружения. В его жизни не было ничего веселого. Поэтому сделать улыбку, когда это нужно, он может только через силу, растягивая рот пальцами. Его смех всегда не к месту, невпопад. Когда он смеется от приступа болезни, это воспринимают оскорбительным, за что презирают его или бьют, а когда его высмеивают намеренно и публично – всех это забавляет. Общество, само того не замечая, показало, что смеяться над кем-то весело, что причинение боли другим приносит удовольствие. Поэтому герой решает отвечать местью, по анти-толстовски сопротивляясь злу насилием. И, когда у этой идеи находятся сторонники, он невольно становится вдохновителем бунтарей.


В США выход фильма вызвал опасения возникновения терактов. Его обвинили в героизации преступников. Он показывает пример того, как делать не надо, но не говорит об этом, не морализирует, искушая занять неверную позицию. Он явно не воспитывает и не учит, а показывает чудовищную несправедливость словно вывернутого на изнанку мира, который иногда за добро наказывает, а за злодеяния поощряет. Однако убийству нет оправдания, оно не может быть признаком силы – это бессилие изменить что-либо, самая настоящая слабость.

 

©Денис Штаев

«Паразиты»

Социальная сатирическая драма корейского режиссера Пон Джун-Хо, автора антиутопии «Сквозь снег», уже получила Золотой глобус за лучший фильм на иностранном языке и Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Картина повествует о семье безработных из четырех человек, которые живут в подвальном помещении, ловят соседский Wi-Fi и за копейки складывают коробки для пиццы. Внезапно сыну семейства подворачивается возможность обманом устроиться на работу репетитором в богатую семью. Затем, пользуясь положением, он устраивает на работу в тот же дом свою сестру, отца и мать. Жуликоватые «паразиты оккупируют» дом богатого семейства и поднимаются из «классового подвала» по «социальной лестнице». Наивные богачи не подозревают о скрываемом родстве работников и брезгливо воротят нос от одного только запаха бедных. И тех и других режиссер описывает беспристрастно. Тем не менее, способностей бедняков хватает, чтобы удовлетворить потребности аристократов. И это говорит о том, что они не виноваты в своем положении. Спастись от бедности, в которую их загнала тотальная безработица, помогает только удачное знакомство. Их положение оказывается делом случая, являющегося причиной несправедливости, образующей противоречие, требующее разрешения. Оба класса вынуждены тайно ненавидеть друг друга, несмотря на зависимость друг от друга, а сойдясь в одном доме, образуют взрывоопасную смесь.

 


Когда граница между ними размывается, врывается режиссер-дезинсектор и превращает комедию в триллер. Сюжетный поворот показывает, что расслоение, вынуждающее одних паразитировать на других, характерно не только для конкретной семьи, но и для всего общества в целом, что, по сути, жители одного дома разделены искусственными рамками, как один народ разделен границей на Северную и Южную Кореи. Несмотря на чудеса прогресса общество все еще неизлечимо больно искусственно созданным социальным неравенством. Будучи богатым нельзя избежать ответственности за бедность. Одних будут обвинять в равнодушии, других – в зависти. Богатство одних строится на бедности других. Поэтому кто для кого является паразитом ­– вопрос дискуссионный.

 

©Денис Штаев

«Однажды в Голливуде»

Фильм, получивший три Золотых глобуса за лучшие: комедию, роль второго плана и сценарий, выдвинут в десяти номинациях на кино-премию «Оскар». Картина удивляет несвойственными стилю Квентина Тарантино меланхоличностью и неторопливостью. Возможно потому, что для него она более личная. Чтобы понять этот бессюжетный очерк, нужно быть подготовленным зрителем: знать некоторые факты и историю голливудского кинематографа. Тогда вам, как и режиссеру, удастся поностальгировать по фабрике грез начала второй половины прошлого века. Несмотря на то, что режиссер рассказывает многим известную историю преступления, ее переосмысление все же способно удивить неожиданностью. Выдуманные главные герои – звезда вестернов в кризисе и его дублер – органично вписываются в компанию реальных восходящих звезд Голливуда, таких как Роман Полнаски и Шэрон Тейт, Брюс Ли и других. Поэтому мы ожидаем, увидеть события лишь под другим углом. Но вдруг выдуманные герои, словно агенты режиссера, засланные в прошлое, хватают огнемет и перекраивают историю. Затянутое, спокойное и легкомысленное начало призвано усыпить бдительность зрителя перед хоть и ожидаемым, но от того таким контрастным, кровавым экшеном. Таким же образом безобидные и миролюбивые хиппи превращаются в убийц-сатанистов. Ну, Тарантино не был бы собой, если б не мозги по стенам. На удивление короткая и шокирующая мясорубка совсем не портит позитивного впечатления от фильма, словно сладкая месть за обиду, нанесенную тогда киномиру, словно приятный сон, дарящий надежду на лучшее, на то, что ужас не случится, что в трудную минуту друг всегда окажется рядом.

©Денис Штаев



18+ Новый сериал Netflix «Любовь, смерть и роботы» поражает воображение!

Далекий от привычного представления сериала, как чего-то единого, он представляет собой набор никак не связанных между собой, кроме как темой фантастики, анимационных короткометражек, каждая из которых – отдельный фильм длительностью около 10 минут. Все они выполнены в разных стилях от гиперреализма до рендинга, от аниме до минималистичной мультипликации, что, отнюдь, не значит, что сериал для детей – секс, кровь и жестокости прилагаются.

Невероятно реалистичная графика, нетривиальные сюжеты, роботы, вампиры, космические корабли, пришельцы, оборотни, Гитлер и котики! Однако, похоже, что с названием поторопились и сериал стоило бы назвать «Монстры, проституция и котики». Здесь каждый точно найдет несколько фильмов для себя, а любители фантастики будут просто в восторге.

©Денис Штаев



«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – пожалуй, самый неоднозначный претендент на главную кино-премию, получивший 10 номинаций. Сценарий к фильму написала историк Дебора Дэвис еще 20 лет назад. Затем его переписал Тони МакНамара, выкинув «скучные» историю и политику, сделав из него нечто, не вписывающееся в рамки привычных жанров. Неоспоримое достоинство фильма: великолепная игра трех актрис, так и дошедших в своем безудержном соревновании каждая до своей номинации. Исполнительница роли королевы-Анны, Оливия Колман, уже взяла «Венецианского льва» и «Золотой глобус». Американке Эмме Стоун ради роли фаворитки императрицы пришлось учиться британскому акценту. А роль герцогини Мальборо досталась Рэйчел Вайс только после того, как на ее месте побывали Кейт Уинслет и Кейт Бланшетт.


Уморительный, сумасшедший, дикий, гротескный, пошлый, вызывающий, циничный, безнадежно-пессимистичный фильм многим не понравится своей камерностью, неопределенностью жанра, открытым финалом, хотя все это – лишь особенности нестандартной картины, тогда как «вкусный, но дурно пахнущий изюм» – в другом. Главное качество… или недостаток, а на самом деле и то и другое, делающее фильм таким неоднозначным – отсутствие чувства меры во всем. Здесь у всего две стороны. Одни и те же актеры, сначала играющие великолепно, вдруг начинают откровенно кривляться. Роскошные и изысканные костюмы «украшены» (угажены) одинаковыми бутафорными кружевами, женщины – без косметики и одеты в платья темных цветов, а мужчины напротив – напудрены, одеты в парики и ярко-красные камзолы. Широкоугольная камера, уже захватившая декорации на 90% с полом, потолком и стенами, вдруг начинает ненасытно вращаться, смазывая всю картину. Возвышенная классическая музыка периодически сменяется нудным, монотонным «треньканьем», реализм – выдумками, уморительные шутки – плоскими, чувственность – равнодушием. История о любви и предательстве тонет в назойливых пошлых шутках и неуместно частых сексуальных сценах, а красота вокруг – в самой настоящей блювотине. Вряд ли можно остаться равнодушным, глядя на то, как цветы перемешивают с дерьмом. Но не в этом ли искусство?

©Денис Штаев


Широкому зрителю японская анимация знакома или по популярным аниме-сериалам, или по работам легендарного Хаяо Миядзаки. «Мирай из будущего» – произведение Мамору Хосоды, почерком близкое к работам последнего, но при этом менее фентазийное. 

История повествует о малыше Куне, у которого появляется младшая сестра – Мирай. Родители уделяют больше внимания ей, из-за чего он ревнует их к Мирай. В какой-то момент он начинает видеть членов своей семьи (включая собаку Юкко), приходящими из их прошлого или будущего. Он пытается найти своё место в семье, и общается со своими родственниками как в реальном мире, так и в видениях, которые символизируют его попытку понять этот мир и узнать его лучше. 

У мультфильма реалистичный сюжет и яркие герои. Достаточно времени для раскрытия уделено даже второстепенным персонажам, таким как симпатичный домашний питомец. Традиционная «натуралистичная» рисовка и органично встроенная в повествование музыка помогают создать сказочно-позитивную атмосферу. Некоторые фрагменты мультфильма могут показаться неподходящими для детей, но родителям, безусловно, будет весьма полезно их увидеть. Рассказ немного затянут. 

«Мирай из будущего» может увлечь не только детей, но и взрослых. Аниме-фильм в списке мультфильмов-номинантов на «Оскар – словно глоток свежего воздуха среди засилья трехмерных однообразных работ Disney, DreamWorks и Pixar.

©Савелий Грамматик



«Зеленая книга» – так назывался справочник для темнокожих путешественников, существовавший в США в первой половине XX века, благодаря которому они могли подыскивать дружественные места для остановок. Путешествие по провинциальному югу США двух совершенно непохожих друг на друга людей, Дона Ширли – известнейшего чернокожего пианиста и американца итальянского происхождения Фрэнка Валлелонга, зарабатывающего на жизнь работой вышибалы в ночных заведениях Нью-Йорка, становится одной из удивительнейших историй в кинематографе последних лет. Пианист, которого не считают за своего ни белые, ни черные, решается отправиться в турне в самое сердце США, где его слушателями становятся аристократы Нового Света, не позволяющие ему ужинать с ними в одном зале, и простые черные, искоса поглядывающие на него как на зазнавшегося собрата. Простак Фрэнк берется стать водителем для пианиста ради денег, ведь особой любви к темнокожим он не испытывает, но по мере развития сюжета проникается сочувствием и дружеской любовью к немногословному и заносчивому Дону. Он вытаскивает его из передряг, вызывает на беседы о прошлом, а Дон отплачивает ему мудрыми советами, дружбой и искренностью. Настоящие прототипы Дона и Фрэнка после этого путешествия оставались друзьями на протяжении всей жизни. Этот фильм – о предрассудках, которыми мы все обладаем в той или иной степени, об обретении себя и уважении к людям. Он пестрит шутками раскованного Фрэнка и снобизмом флегматичного Дона.


Фильм уже получил три «Золотых глобуса» и пять номинаций на «Оскар». Оба номинированных актера, Вигго Мортенсен и Махершала Али, справились с ролями безупречно, не оставив и доли сомнения в подлинности своих героев. Вигго пришлось значительно поправиться, чтобы соответствовать образу Фрэнка, ведь фильм является биографическим, а Али уже дали «Глобус» и премию гильдии актеров. Но не столь важны награды, сколько признание зрителей, ведь на экранах давно не было такого теплого фильма, который можно смотреть всей семьей.

©Анна Габисова (Лазанович)


Фильм «Рома» назван в честь района столицы Мексики «Колония Рим», где рос автор фильма, одновременно его режиссер, сценарист, оператор, продюсер и монтажер, Альфонсо Куарон, известный такими картинами, как «Гравитация», «Маленькая принцесса» и третья часть «Гарри Поттера». Черно-белый кино-шедевр уже получил: два венецианских льва, два «Глобуса», «Гойю» и 10 номинаций на «Оскар» (столько же в этом году только у «Фаворитки» Лантимоса), а его автор – приз гильдии режиссеров. Однако триумфальное шествие фильма началось с отказа принять его в фестивальную программу дирекцией Каннского кинофестиваля, имеющей конфликт интересов с компанией-прокатчиком фильма – Netflix.

 

Абсолютная противоположность «Гравитации» понравится не всем, своими монохромным изображением, медленной динамикой, скудностью диалогов, но, возможно, удивит подчеркнутым ими операторским мастерством Куарона. Картина содержит много общих планов, хорошо детализированных и солнечных. Камера беспристрастно наблюдает за главной героиней, прислугой коренного мексиканского происхождения по имени Клео, со стороны, позволяя зрителю самому делать выводы о происходящем на экране.


Девушка, уехавшая из села от своей матери работать прислугой в состоятельной и большой белой семье, где ее очень любят и преданная своим любовником – словно образ мексиканского народа-мигранта, преданного своей страной, ищущего покоя и защиты в штатах, и находящего их. А ее потеря ребенка – будто потеря будущего страны. Эта метафора передана искренне-просто и трогательно. На протяжении фильма мы несколько раз видим символ мечты о свободе – летящий в небе самолет. Не каждый режиссер может позволить себе такую роскошь – свободу снимать то, что хочется, что-то личное, о своем детстве, «признание в любви и сочувствие своей родине».

©Денис Штаев


«I won't be a rock star I will be a legend» –

Я не хочу быть рок-звездой, я стану легендой.

 

Съёмки «Богемской рапсодии» планировались так долго, что за несколько лет в фильме изменились почти всё. Фильмы жанра байопик довольно часто номинируются на «Оскар», потому что задают высокую планку для достижения реалистичности и правдоподобности всему рабочему коллективу фильма, и прежде всего актерам. Несомненно, в этом большая заслуга членов группы «Queen»: гитариста Брайана Мэя и ударника Роджера Тайлера, выступавших в роли консультантов и продюсеров фильма.

 

Исполнитель главной роли, Рами Малек, ростом ниже знаменитого артиста. Не смотря на это, проводя много часов в гримерке, нося особую конструкцию на зубах, пересмотрев множество интервью и записей выступлений, он так хорошо вжился в роль, что смог без труда повторять оригинальные движения певца. Усы, экстравагантные костюмы, улыбка во все зубы делают его незабываемо ярким. Фредди предстаёт перед зрителями живым, амбициозным, ярким и ... очень ранимым.


Одиночество красной нитью проходит через большинство сцен ленты, заставляя нас задуматься об обратной стороне славы и абсолютной преданности искусству. Для некоторых зрителей его бисексуальность станет откровением. Не смотря на разрыв отношений с Мэри Остин, он сохранял трепетные и нежные чувства к ней до самой смерти. За ширмой безбашенного рок-исполнителя скрывался чуткий любитель кошек, человек, ищущий любовь своей жизни и ошибающийся в людях, человек, который посвящает жизнь миллионам, проводя дни наедине с самим собой и своим страшным заболеванием – ВИЧ. Пусть в памяти поколений Фредди останется The Great Performer, коим он сам себя называл, оптимистом, шутником, эпатажным франтом, парнем, не стесняющимся своей сексуальности и вызывающей внешности, а фильм – вдохновляющим на великие свершения и веру в свое предназначение!

©Анна Габисова (Лазанович)


«Чёрное кино» не устает искать новые подходы к расовому вопросу. «Чёрный клановец» уже получил две золотых пальмовых ветви Каннского кинофестиваля и номинирован на «Оскар» в 6 номинациях, в том числе за лучший адаптированный сценарий, основанный на книге Рона Сталлворта – первого афроамериканского полицейского в провинциальном городке в 70-е годы прошлого века. Темнокожий герой с помощью напарника-еврея вступает в местное отделение Ку-Клукс-Клана (националистическая организация). Сюжет фильма превратился бы в анекдот, если б не был правдой. Это сочетание комедийности и серьезности позволяет удивлять неожиданными поворотами и философским отношением к противоречивости жизни.

 

Лозунги ультраправых патриотов, часто произносимые президентом США, в фильме звучат из уст главы полу-террористической организации, и это – словно «пощечина» Дональду Трампу. Режиссер старается не занимать одностороннюю позицию, осуждая радикалов обеих крайностей, показывая чрезмерную агрессию сторонников черного освободительного движения. Однако белые расисты и антисемиты изображены более карикатурно, возможно потому, что именно они планируют преступление, а для этого нужно быть хоть немного сумасшедшим.

 


Ретро-стиль заставляет думать, будто все это было давно, и сейчас настало совсем другое время. Но к концу фильма его комедийность снова отрезвляется документальными кадрами недавнего столкновения радикалов на расовой почве в американском городе Шарлотсвилле. Фильм начинается кадрами из «Унесенных ветром», показывающими ужасы гражданской войны, а заканчивается конфликтом, возникшим на той же почве, но уже в наши дни, как бы спрашивая «За что мы воевали? Чтобы это продолжалось? Почему спустя столько лет, расистские войны продолжают существовать?»

©Денис Штаев


«Чёрная пантера» – первый в истории «Оскара» кинокомикс, номинированный в категории «лучший фильм». Прежде ленты этого жанра могли рассчитывать лишь на технические номинации, и только «Логан» был представлен в категории «лучший адаптированный сценарий», а «Тёмный рыцарь» получил награду за лучшую мужскую роль второго плана. Так чем же «Чёрная Пантера» заслужила такую честь? Возможно, благодаря совпадению таких актуальных факторов, как: почти полностью афроамериканский состав, работавший над фильмом, поднятие проблем малых народностей и отличное визуальное оформление. 

Главный герой здесь не столько Т'Чалла, сколько его родина, Ваканда – мир единства технологий и неповторимой, самобытной культуры, идущий в будущее, но помнящий о своих истоках, своём прошлом. Дизайн костюмов, архитектура, декорации и музыка создают яркую почти идеальную по зрелищности картину. Актёрский состав, вероятно, впервые за долгое время представлен чернокожими почти полностью. Разбавляют их компанию только вновь встретившиеся на экране Мартин Фриман и Энди Серкис. Стоит отметить, что герои хорошо проработаны, интересны и сыграны на высоком уровне. То же относится и к довольно простому и качественно прописанному сценаристами конфликту, что делает «Пантеру» одновременно и самостоятельным фильмом, и органично вписанным во франшизу. Однако, очевидно, что мастерства визуализации Disney и Marvel не достаточно, чтобы завоевать «Оскар» в главной номинации.

©Савелий Грамматик



Режиссерский дебют актера Брэдли Купера «Звезда родилась» получил 8 номинаций на премию «Оскар», включая главную – как лучший фильм. Уже четвертый ремейк музыкальной love-story с предельно простым сюжетом о трагическом падении одной звезды и триумфальном становлении второй не рассказывает ничего нового. Удивительно другое: певец, режиссер, сценарист и актриса – дебютанты-новички так хорошо поработали, что были сразу номинированы на премию в каждой из этих номинаций. Всегда до неприличности яркая и эпатажная певица Леди Гага (настоящее имя - Стефани Джерманотта) в фильме предстает в максимально натуральном виде, лишенная любого приукрашивания, со всеми недостатками, простая как соседка без комплексов, Брэдли Купер становится настоящим кантри-певцом, сценаристом и режиссером. Так что, если не знать кто из них певец, а кто - актер, сразу не поймешь. Ну а лучше всего получилось все равно то, чему не пришлось учиться с нуля: песня «Shallow», что подтверждает уже врученный за нее «Золотой глобус». Борода главного героя и нос героини отсылают нас к фильму с таким же названием 1976 года с Барбарой Стрейзанд в главной роли. Неясно только зачем было все это повторять, особенно название, которое не соответствует главной идеи фильма, ведь он совсем не о том, что «Звезда родилась».

©Денис Штаев



С некоторым опозданием в кино вышел фильм из списка главных оскаровских номинантов «Леди Бёрд», и снова - комедия с серьезным подтекстом, режиссерский дебют актрисы Греты Гервиг, номинированной в категории «лучший режиссер» (к слову, всего пятая женщина в данной номинации за всю историю кинопремии). Она же написала во многом автобиографичный сценарий драмы взросления провинциальной выпускницы католической школы в Сакраменто. Звучит банально, однако история подана свежо и необычно. Отличный сценарий дает забавные диалоги и ситуации без приукрашивания, за что получает рейтинг 18+, заставляющие обыденность превратить в комедию, при этом, не потеряв серьезности. Такое чувство меры и оригинальность достойны номинации. Главная героиня - среднестатистическая девушка с комплексом проблем и недостатков трудного подростка, находящаяся в возрасте, когда характер еще не сформировался, жизненные принципы не устоялись – отличное поле для эмоциональной нестабильности. Поневоле вспоминаешь себя-подростка, свою неподготовленность к взрослой жизни, завышенные требования, убежденность в особенности и достойности лучшего. Однако, чтобы удовлетворить амбиции, приходится пройти через многое и при этом не сесть в лужу, в столь короткий и динамичный период – пожалуй, главный урок. Антагонист в этом фильме – глупец внутри себя, поэтому все конфликты разрешаются по-доброму, благодаря чему фильм становится более легким и не получает ни одного Оскара, зато получает два глобуса в комедийных номинациях.

©Денис Штаев



«Секретное досье» - новый фильм Стивена Спилберга, получивший шесть номинаций на «Глобус» (ни одного из которых, к слову, не взял), а также две номинации на «Оскар», рассказывает о том, как руководство двух крупнейших газет США «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост» принимают непростое решение о публикации государственной тайны о ходе войны во Вьетнаме, разоблачающей ложь правительства. Эта непростая задача стоит перед главной героиней в исполнении Мерил Стрип – женщиной в руководстве крупной компании (что тогда было редкостью): выступить против друга семьи, рискнуть миллионным бизнесом, выстроенным целым поколением до нее, своей свободой, наконец. Чтобы пойти на подобный риск, зависимому от власти человеку, не склонному к геройству, нужна невероятная смелость. Том Хэнкс, исполнявший вторую главную роль, был лично знаком с обоими героями. Президента показывают только со спины, не как конкретного Никсона, а как собирательный образ, намекая, что на его месте может быть любой другой политик, злоупотребляющей властью. Другое достоинство фильма – сценарий автора «В центре внимания». Ода настоящей демократии, в которой СМИ способно призвать власть к ответу, устанавливает постулат свободной прессы: «Публикация — единственная защита права на публикацию». Российским СМИ еще очень далеко до подобной независимости от власти, поэтому, как говорит режиссер, если в США «фильм невероятно актуален» и должен быть показан «немедленно», то в РФ – подавно.

©Денис Штаев



«Призрачная нить» – фильм, рассказывающий о сложностях устройства семейной жизни чрезвычайно раздражительного модельера, на удивление получил шесть номинаций премии Оскар. Скажем сразу: любители экшн-кино не вынесут и пятнадцати минут фильма, имеющего такой же до ужаса статичный сюжет, как и жизнь главного героя. Дэниел Дэй-Льюис, заявивший об уходе из кино после этой роли, играет Рейнольдса Вудкока, чопорного британского модельера со сложным характером, который, постоянно пряча свои чувства, упрямо пытается казаться властным и самодостаточным и не решается признать свои слабости. Однако новая муза кутюрье, провинциалка Альма, не сдается как многочисленные предшественницы и находит способ сломить и подчинить «строптивого» холостяка, превращаясь из обманутой жертвы в манипулятора. Одержимый трудом мастер целиком посвятил себя работе, и в его жизни не осталось места ничему другому. А жить нормальной семейной жизнью он способен только когда ему так плохо, что он не в состоянии работать. В общем «мсье знает толк в извращениях». Особенно хочется выделить сестру Вудкока, как героиню, так и ее исполнение. Раздражительности модельера уделено так много внимания, что ей впору стать героем-антагонистом. Вкупе с постоянными ссорами все это бесит негодующих зрителей до усталых вздохов и мыслей вроде «Когда же это закончится?! Я уже понял, что он – зануда и все тут - мазохисты». Поэтому и сам фильм получился похожим на красивый мазохизм.

©Денис Штаев



Кристофер Нолан, апологет 2D и пленки, отошёл от фантастики и обратился к жанру военного фильма, представив «Дюнкерк» - картину о таком малоизвестном эпизоде II Мировой, как операция "Динамо". Эвакуация более чем 300 тысяч солдат союзников, окружённых фашистами в Дюнкерке - не самый известный эпизод войны; есть много более кровавых и масштабных битв, но Нолан именно через это и показывает нам, что война - это война на всём своём протяжении, от самого начала и до самого конца, в каждом месте, каждую минуту. В фильме не очень много диалогов, но необходимый эффект достигается другими средствами. "Дюнкерк" пропитан напряжением, безысходностью и упорством, ожиданием спасения и предчувствием смерти. Это томительное ожидание, стремление, наконец, вырваться отсюда, во что бы то ни стало, это желание командования спасти своих людей, но и бессилие перед лицом обстоятельств, нудность войны и стыд людей за то, что они "всего лишь спаслись", хотя выжить в таких условиях - уже подвиг. В "Дюнкерке" много крепких актёрских работ (Кеннет Брана, Том Харди, Киллиан Мёрфи, Финн Уайтхед), отличные спецэффекты, прекрасный монтаж и потрясающий звук, отличный саундтрек Ханса Циммера. Однозначно, "Дюнкерк" - это очень качественный фильм, возможно, не лучший у Нолана, но точно выше среднего уровня хотя бы тем, что стал одним из лучших фильмов года и одним из лучших фильмов о войне.

©Савелий Грамматик



«Тоня против всех» – еще одна мультижанровая картина, получившая три номинации на «Оскар», триумфальная, трагическая и преисполненная черного юмора. Биографическая лента, основанная на реальных событиях, рассказывает о скандально известной фигуристке Тоне Хардинг, на которую возлагали надежды после того, как она стала первой американкой выполнившей тройной аксель, и которую заклеймили после выяснения ее причастности к преступлению и пожизненно отстранили от участия в спорте. Тоня всегда оставалась в тени своих соперниц, но не из-за отсутствия профессионализма, а, как сказал один из судей, из-за неподобающего образа, с которым ей никогда не доверят представлять США. С самого детства она росла в бедности, атмосфере жестокости и насилия, что отчасти впитала сама, став дерзкой быдлячкой. Нам часто говорят, что мы и только мы сами виноваты во всех своих бедах, но бывает, что мы действительно не виноваты в том, что нас, как в случае с Тоней, окружают одни идиоты. Ее ошибка в том, что она привыкла считать это нормальным и не замечать, росла в профессиональном плане и не желала меняться в других аспектах. Поэтому стоило называть фильм «Все против Тони», но здесь «у каждого правда своя», которую по очереди рассказывают герои, обращаясь напрямую к зрителю в духе «Пусть говорят» из 90-х. Цель фильма вовсе не оправдать героиню, а показать, что иногда нам не убежать от своего прошлого, что небольшие ошибки могут погубить репутацию на всю жизнь, а СМИ и зрители будут только рады этому поспособствовать.

©Денис Штаев



 

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – тагикомедия, получившая 7 номинаций на «Оскар» и 4 «Глобуса», один из которых в номинации "лучший драматический фильм". Зверская смесь обычно полярных жанров начинается с трагедии: дочь главной героини изнасиловали и убили. Полиция не может раскрыть преступление. Негодующая мать, чтобы привлечь внимание общественности, арендует три билборда на краю поселка и размещает на них обращение к полиции. Криминальная драма про американскую глубинку среднего запада настолько органично и реалистично переплетена с черным юмором, как сама жизнь, что зритель будет грустить и смеяться одновременно. Как говорится «и смех, и грех». Найдется немало моментов, чтобы серьезно задуматься над неразрешимыми философскими вопросами, которые нам задает жизнь. Другая изюминка в том, что сюжет непредсказуем, равно как и действия героев, иногда мудрые и обдуманные, иногда глупые и аффективные. Герои претерпевают изменения, которые делают жертв злодеями, злодеев – жертвами, а иногда и вовсе раскрывают с неожиданной стороны, поэтому они успевают предстать перед нами сложными многогранными личностями, среди которых нет безусловно положительных или отрицательных. Главные достоинства фильма: актерские работы и сценарные диалоги. Фильм дарит заряд эмоций и вопросов для долгих размышлений.

©Денис Штаев



«Форма воды» Гильермо дель Торо, режиссера «Лабиринта Фавна», рассказывает об одинокой немой уборщице, работающей в секретной лаборатории, и привезенном туда водоплавающем «чудовище». 1962 год. США и СССР ведут космическую гонку. Американцы хотят для изучения вскрыть существо. Русский-ученый-шпион пытается им помешать, но не для того, чтобы похитить, а из жалости к животному. Сосед уборщицы старый гей так же одинок, а её коллега-негритянка в противоположность главной героине много болтает, потому что та всегда готова выслушать ее недовольство мужем-тряпкой. «Он видит меня такой, какая я есть, без недостатков», – говорит главная героиня на языке жестов своему другу. Поэтому между уборщицей и амфибией возникает любовь и все герои, так же ущемляемые за свои недостатки, стремятся им помочь. Режиссер не стесняется показывать нам страсти и желания человеческой природы. Фильм примечателен хорошо проработанным дизайном: костюмы, декорации, акцент на черно-белых мюзиклах – хорошо передают время, а игра с освещением и преобладание сине-зеленых тонов – стиль. Запомнилась музыка Александра Депла, за которую он получил Золотой глобус. На костюм амфибии режиссер потратил собственные средства.

©Савелий Грамматик


Write a comment

Comments: 0

«Исправляй», ispravlyay@mail.ru, Тел.: 8(924) 123-97-61

Партнеры литературного объединения



© 2011—2023 ISPRAVLYAY. Использование материалов сайта «ISPRAVLYAY» разрешено только при наличии активной ссылки на источник. Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.